mamashka

ira_fd

Нет единственно правильного способа вязать, и неправильных тоже нет. Элизабет Циммерман

Previous Entry Share Next Entry
Как вязать модели с узорами-3
mamashka
ira_fd
Про основной узор изделия http://ira-fd.livejournal.com/12599.html
и отделочный узор планок http://ira-fd.livejournal.com/13017.html

Даже когда выбраны основной и отделочный узоры, подготовка к вязанию узорной модели всё ещё не закончена. На следующем этапе необходимо продумать и рассчитать, как эти узоры будут расположены на каждой детали изделия. В вязании нужно вписать узор в форму каждой детали так же, как подгоняется узор на ткани при раскрое.

Барбара Уокер говорит, что «мастерское распределение узоров – это тот штрих, который отличает роскошное изделие ручной работы от неуклюжего дилетантского самовяза» («Вязание сверху вниз»).



Симметрия узора
Основное правило: любой узор должен располагаться на каждой детали симметрично. Это значит, что центры переда и спинки должны соответствовать центру раппорта узора. А так как кол-во петель на обеих половинах одинаковое, то и распределение узора вправо и влево от центра будет симметричным, а края получатся одинаковыми автоматически.



В некоторых несложных узорах центр может проходить по промежутку между двумя раппортами.


N.B.! Это правило действует не для всех узоров. Существуют группы сложных узоров, для которых применять эти правила удаётся с трудом, если вообще удаётся. Я попробую найти закономерности, объединяющие эти узоры, и напишу о них отдельный пост.


Симметрия узора должна сохраняться и после убавления пройм, плеч и горловины. Да простит меня уважаемая Маргарита Васильевна, но кокетка этого платья – наглядный пример того, как нельзя вязать. А ведь на схеме всё нарисовано верно, и ничего не стоило перевязать верхнюю часть переда с зигзагом.



Симметрия узора должна быть соблюдена не только по горизонтали полотна, но и по вертикали. Внизу узор должен быть продолжением узора отделочной планки, а вверху у горловины заканчиваться полным раппортом, не обрывая рисунок в неожиданном месте.




Совмещение узора по краям деталей
Когда решено совмещение узора с центром переда или спинки, нужно продумать, какая часть раппорта будет расположена по краям полотна, чтобы получились совмещение узора при сшивании деталей.

Если узор состоит из рельефных и плоских вертикальных полос (например, жгуты или ажурные мережки на изнаночной глади), то не стоит располагать у боковых краёв рельефные полосы, как на этой схеме. Края полотна с таким узором будут проходить по центрам рельефов, а не так, как на правильной фотографии.



Намного проще будет сшивать детали, если по краям будут дорожки изнаночной глади, причём не полные дорожки, а их половинки. При сшивании этих половинок трикотажным швом соединение получится совершенно незаметным, а узор непрерывным.

Совмещение узора нужно продумать не только по боковым швам, но и по плечевым швам.


Дорожки для швов
Кроме совмещения узора, стоит обдумать заранее и способ сшивания деталей.
Про разные вертикальные трикотажные швы http://ira-fd.livejournal.com/11426.html

По совету нашей любимой М.В.Максимовой я прибавляю вдоль краев полотна рядом с кромочными по одной петле для шва. На мелких буклированных узорах типа путанки или рисовой вязки делаю эту петлю изнаночной дорожкой, т.е. провязываю её изнаночной на лицев. стороне работы и лицевой на изнан. стороне. На ажурах и любых узорах на основе чулочной вязки рядом с кромочной делаю лицевую дорожку, чтобы у края не было накидов или выпуклостей.

Все прибавления и убавления вдоль края полотна для приталивания или расширения рукава выполняю вдоль этих петель для шва, а не рядом с кромочными. Так швы получатся ровными и аккуратными.

Если в схеме узора по краям расположены изнаночные или лицевые дорожки без рельефов или накидов, то добавлять эти петли для швов, конечно же, нет никакой необходимости.

И напоследок ещё одна цитата из Барбары Уокер: «…в вязаных вещах плохо подогнанные узоры умаляют достоинства кропотливой ручной работы. Время, потраченное на размещение узоров, чтобы они стыковались на соседних деталях изделия, вероятно, является самым важным этапом в подготовке любого проекта» («Вязание сверху вниз»).

  • 1
Ирина, большое спасибо за пост. Я начинающая вязальщица и мне такие вещи очень нужны.

Пользуйтесь на здоровье :)) У меня в журнале всё как раз для начинающих.

Золотые слова! Вяжу неплохо, но вот с аккуратностью швов и посадкой по фигуре - проблемы. Эта неаккуратность просто бесит, стараюсь, где возможно, избегать швов.

Если избегать швов, то и научиться шить невозможно. Когда меня спрашивали, как у меня получается такой ровный кеттельный шов, я отвечала: после тысячной петли у всех получается ровно :))

Кеттельный-то умею. Просто никто не любит делать то, что не получается. Я с сентября, может, на курсы пойду, если все будет нормально.

Когда начнёте учиться на курсах, пожалуйста, приходите и рассказывайте о них во всех подробностях. Мне очень интересно, как это происходит в нынешние времена.

Очень нужный и понятный пост,спасибо !

Попутно хочу спросить у Вас совета (знаю,что вы все проекты начинаете с набора крючком).
Дано: связать топ резинкой 4х2 по кругу, снизу вверх .
Вопрос: каким лучше методом сделать набор ? Простым методом ,а потом обвязать крючком ?
Итальянский набор не подходит..Пряжа хлопок,совсем не эластичная,вот и теряюсь в догадках.

Вообще-то я не люблю давать абстрактные советы, когда не вижу вполне определённую модель и пряжу.

Вы правильно заметили, я предпочитаю набор всп. нитью в большинстве случаев. И для сплошного полотна резинкой я набрала бы петли так же, а потом закрыла бы их иглой закрепляющим швом. Дело в том, что очень сложно предугадать, насколько эластичным должен быть край такого полотна, а при закреплении резинки степень эластичности можно регулировать до нужного положения. Именно поэтому другой способ набора я бы не стала делать.

Спасибо, Ира,предполагала возможность такого ответа,но надеялась избежать способа закрытия иглой((

К сожалению показать этот топ и пряжу не могу,т.к. нечем сфотографировать.


Еще раз спасибо,может быть удастся показать готовое изделие.

Закрывать петли иглой не сложнее, чем шить шов "петля в петлю". Просто представьте, что все лицевые - это одна часть полотна, а все изнаночные - это другая часть полотна.

люблю ваши посты, вы так здорово умеете объяснять и упорядочивать )))
про подгонку раппортов по высоте - до боли знакомо, сидишь порой и думаешь как уложить целый раппорт. А если узоров больше одного и длинна раппорта разная? ))

Про подгонку раппортов по ширине не соглашусь. Иногда нечетное число раппортов не помещается, и лучше сделать так как показано красными линиями на фотографии, чем сдвинуть узор.

единичные дорожки из изнаночной или лицевой глади вдоль края под шов я начала делать попробовав однажды аккуратно сшить ажурное полотно без таких дорожек. Промучалась долго, аккуратно все равно не вышло,

За первую фразу спасибо :)) Когда-то моя приятельница после моих объяснений, как добраться до нужного места, вдруг сказала: да ты не только вязание умеешь объяснять.

Вы можете иметь собственное мнение по любому вопросу, а не только про подгонку раппортов. Я с интересом его почитаю, но только на конкретных примерах, а не в виде голых утверждений.
При шахматном расположении мотивов в узоре нет никакой другой возможности сделать полотно симметричным, кроме нечетного числа этих мотивов. Если у меня узор не укладывается удобно в ширину детали, я предпочитаю сдвинуть боковые швы на пару см в сторону спинки.

А какие-то дорожки для швов я делала даже ещё до того, как прочитала об этом у Максимовой, и считала это само собой разумеющимся, она это систематизировала и точно сформулировала.

редко сама придумываю модель, беру из журналов, там не встречала до сих пор таких ляпов)
правда, особого внимания не обращала. теперь буду :)
а вот в белом полувере сложность по переду да? на спинке-то всё уместиться, вроде, должно?
за ссылку на пост о швах - отдельное спасибо!

Да вам просто повезло, что не встречали таких ляпов. У меня есть целая папка под именем "Как нельзя вязать" с кучей такого добра. Вот один пример http://ira-fd.livejournal.com/10361.html. Не представляю, как начинающие с этим справляются!

:))))))
наверное, не справляются или становятся более опытными;)
мне вот шишечки не даются, так и не выбираю такие модели до сих пор...

спасибо за пост. очень понятно и наглядно =) И извините за наглость, у Вас тут метка потерялась (предыдущие два поста с меткой "Узоры")

Спасибо, что напомнили про метки! Я всё никак не могу придумать какой-то общий тэг для этих постов, тут ведь не только про узоры, но и про швы, и про расположение узоров на полотне. Обязательно что-то придумаю и исправлю.

  • 1
?

Log in